Лабораторные работы в Высшей школе химической технологии
Около недели тому назад подошел к концу самый интересный предмет летнего семестра – лабораторные неорганической химии.
Кому-то удалось дойти до финала, кто-то был вынужден покинуть лабораторию, кто-то с нетерпением ждал очередного занятия, а кто-то с содроганием. Но все же можно с уверенностью сказать, что все те, у кого в зачетке сейчас стоит оценка и подпись лаборанта, вздохнули с облегчением.
Организационные моменты
Для лабораторных работ по неорганической химии в расписании выделяется целый день. Это действительно необходимо, потому что трудиться предстоит с 8 утра до 5 вечера с часовым перерывом на обед. Некоторые первокурсники умудряются поставить в расписании после лабораторных работ еще какой-либо предмет, но я даже не представляю, как возможно что-то воспринимать после такого напряженного восьмичасового занятия.
Каждый семестр в ВШХТ – это 14 рабочих недель, на лабораторные уходит ровно половина: один из дней 6 недель подряд студенты проводят в лаборатории, на седьмой неделе пишется заключительный тест. Поэтому за один семестр успевает пройти 2 потока студентов.
Большинство химиков ВШХТ предпочитает записываться на первую половину семестра, чтобы освободить вторую, которая обычно более насыщенная благодаря большому количеству заключительных тестов и приближающейся сессии. Однако я довольна, что работала именно во втором потоке, потому что студентов в лаборатории было немного, а простор химику никогда не повредит.
Первый день
Первый лабораторный день наполовину вводный, поэтому значительно отличается от остальных пяти. В нашем распоряжении было 2 лаборатории ВШХТ, поэтому первым делом собравшихся студентов в белых халатах разделили, и каждый занял свое место у рабочего стола в окружении трех коллег. Таким образом, четыре человека работают за одним длинным столом. Каждой группе из четырех человек выдается 2 ключа от шкафчиков снаружи, ведь в лаборатории должен находиться лишь необходимый минимум личных вещей.
Самый ответственный в вашей четверке скорее всего будет носить ключ от стола, который вы сдадите вместе с ключами от шкафчиков лишь по прошествии шести лабораторных недель.
Следующая стратегическая задача – проверка содержимого стола. К этому стоит отнестись довольно серьезно – потом придется уже самим отвечать за треснутое стекло или недостающую склянку Дрекселя.
Химической посуды в столе немало, но зато все необходимое под рукой.
После того, как содержимое стола проверено, а листочек с перечнем подписан, хозяйка лаборатории огласит свои правила поведения в лаборатории, а затем пригласит лаборантов. На одну лабораторию с максимально 28 студентами приходится 2 лаборанта, с которыми предстоит работать последующие шесть недель. Как и у большинства преподавателей ВШХТ, у наставников студентов в лаборатории часто есть титул Ph.D.
Для начала — инструктаж по технике безопасности, который, по сути, является формальностью. Практически все студентам уже известно. Одно из основных правил – открытые решетки на окнах. Правило логичное, ведь окно – самый оптимальный способ покинуть лабораторию, расположенную на первом этаже, в случае форс-мажора. Этот эвакуационный выход был из любопытства опробован и впоследствии одобрен парой студентов.
Другое неотъемлемое правило – защитные очки. Снимать их в течение всего лабораторного дня нельзя. Честно говоря, с непривычки работать в них ужасно неудобно, но все-таки зрение дороже, а угрожающих факторов много. Если ваше внимание дважды обратят на несоблюдение этого правила, то вполне возможно, что лабораторию придется покинуть.
Рукавицы и защитный экран, к счастью, постоянно носить не придется, но при проведении некоторых реакций они необходимы.
Студентам не разрешают нейтрализовать кислоты или щелочи попавшие на кожу — лишь промывание водой. Для тех, кто умудрится облиться кислотой с ног до головы, есть специальный душ рядом с выходом из лаборатории. К счастью, пока никому не довелось им воспользоваться.
После инструктажа по технике безопасности мы заполнили бумагу, где указали необходимые личные данные, включая адрес и номер телефона, подтвердив тем самым, что с правилами поведения в лаборатории мы ознакомлены и далее будем нести ответственность за произошедшее в лаборатории по нашей вине.
Теперь можно преступать к следующему этапу – знакомство с оборудованием в лаборатории.
Знакомство с оборудованием
Отсутствие опыта работы в лаборатории нежелательно, но, тем не менее, бывают случаи, когда на лабораторные приходят люди, которые в ни разу не держали в руке пробирку. Речь идет, конечно же, не о чехах. Практически все имели дело с химией на практике в гимназии или колледже. Причем знакомились не так поверхностно, как это обычно происходит в российских школах, а имеют неплохое представление о том, как правильно отфильтровать осадок или очистить газ. Чтобы в глазах остальных студентов не появлялось недоумение или растерянность, всех делят по парам, и каждой паре дается задание – рассказать и показать всем остальным, как обращаться с тем или иным оборудованием или химической посудой. Может попасться такое задание, как: определение плотности вещества, взвешивание препаратов, фильтрация под давлением и т.д.
Думаю, стоит и мне немного рассказать о том, какое оборудование было в нашей лаборатории.
Пожалуй, чаще всего приходилось пользоваться весами. Конечно же, немецкими, с точностью до десятых долей грамма.
Когда необходимо высушить полученный продукт или химическую посуду мы пользовались вот таким сушильным шкафом.
Температура регулируется в пределах от +30 до +220 градусов. Каждый сушильный шкаф стоит около 20 тысяч крон, поломка такого нужного оборудования крайне нежелательна, поэтому на дверце висит предупреждение: «Открой, потянув. Надавив, закрой. Не поворачивай!». Тем не менее всегда найдется студент, который будет упорно выкручивать ручку, чтобы высвободить из теплого плена свою колбу или кристаллы.
На водяной бане очередное предупреждение: «Перед включением проверь уровень воды».
Лабораторной центрифугой мы пользовались только при проведении аналитических реакций.
Печью тоже лишь однажды: получали оксид алюминия.
Интересно, но спиртовок в ВШХТ нет. Да они были бы здесь ни к чему. Использование газовых горелок Бунзена, на мой взгляд, гораздо удобнее, к тому же интенсивность пламени, а, следовательно, и температура, легко регулируется.
Газ для них проведен над каждым рабочим столом.
Во многих лабораториях ВШХТ, как и в России для нагрева веществ используют электроплиты. Однако здесь мы пользовались горелками Мекера. За надлежащее состояние этой более модифицированной горелки отвечают студенты, и в случаи его неисправности вынуждены заплатить 1100 крон.
Не стоит забывать и про вакуумный насос, который работает достаточно громко, на зато значительно ускоряет процесс фильтрации.
Также хочу заметить, что фильтровальной бумаги у нас всегда было вдоволь.
Многие реакции необходимо проводить в вытяжных шкафах. Занимают они много места, но сделаны на совесть: в оставшуюся часть лаборатории практически не попадают вредные газообразные вещества. Пользоваться вытяжным шкафом лучше как можно чаще и не забывать, что с концентрированным раствором аммиака более целесообразно работать под вытяжкой, нежели у себя на рабочем столе.
Теперь все студенты лаборатории знают, с чем им предстоит работать, но проводить опыты еще не время.
Вступительные тесты
Сначала – проверка знаний. Перед каждой лабораторной в течение шести недель студенты проходят испытание под названием вступительный тест. Состоит он из двух частей: теоретической и расчетной. В теоретической части попадаются вопросы на знание реакций, которые были проведены вами на предыдущей лабораторной и те, которые предстоит провести непосредственно в день написания теста. Если реакции в крайнем случае можно и зазубрить, то для того, чтобы написать вторую часть, нужно уметь считать. Этому студенты должны были научиться на семинарах предмета «Химические расчеты». Навык этот необходим любому химику: о последствии недобросовестных расчетов, думаю, можно догадаться.
За каждую часть дается максимально 100 баллов. Главная задача – набрать больше половины, и тогда тест выполнен. В том случае, если вы не пишете одну из двух частей 2 раза – покидаете лабораторную. Придется проходить все занятия с самого начала в следующий раз, с очередным потоком студентов.
К сожалению, некоторым приходится заново записываться на этот предмет порой и 2 раза. Причем, большинство из них вылетает из-за того, что не справляется с расчетами.
В моей группе изначально было 16 человек. К концу лабораторной осталось двое: я и один парень-чех. Нас перевели в соседнюю лабораторную, где испытания тестами выдержало гораздо большее количество студентов.
Работа в лаборатории
Когда вступительные тесты написаны, лаборанты проводят инструктаж, на котором в общих чертах напоминают, какие опыты предстоит провести, что-то дополняют, а что-то корректируют. На первом занятии всем раздадут программу лабораторных работ, где будет перечислено, что и когда вы будете делать.
Все методы описаны в учебнике, без которого, пожалуй, не обойтись.
Успеть сделать все, что нужно достаточно сложно. Поэтому к каждой лабораторной нужно готовиться дома: разобраться в реакциях, в последовательности действий, сделать расчеты. Все необходимое записывается в лабораторный дневник. Конечно, очень важно, делать пометки о том, что вы наблюдаете в ходе опыта – позже это пригодится при подготовки к тесту и при выполнении заданий на аналитику. Ведение лабораторного дневника время от времени контролируется лаборантами, а также играет роль при выставлении итоговой оценки.
В конце лабораторных работ вы также сдадите 4 отчета. В программе есть несколько заданий с пометкой «протокол». Это – наиболее важные реакции по получению продуктов, а также аналитика. Отчеты мы писали на специальных бланках ВШХТ от руки. Для наглядности приведу пару своих протоколов.
Что касается непосредственно опытов. Задания разные: есть полегче, есть посложнее. Иной раз что-то может не получится, и, к сожалению, времени повторить эксперимент чаще всего нет. Конечно, были и немного рутинные реакции в пробирках, но большинство опытов были интересными и запоминающимся.
Все необходимые реактивы на текущий день выставлялись на поддоне для общего пользования. Каждый подходил и взвешивал необходимое ему количество.
Рядом на полках – различные растворы, также необходимые при проведении некоторых реакций.
В самой большой бутыли находится этанол.
Часто мы использовали и довольно-таки недешевый нитрат серебра. Нужно сказать, что за тем, сколько реактивов вы берете, не следят. Подразумевается, что студенты будут бережно относиться к тому, с чем работают. Думаю, что та же платиновая проволока, которая используется в опыте окрашивания пламени, достаточно дорогая.
Концентрированные растворы кислот, а также раствор аммиака всегда стоят в вытяжном шкафу. Пользоваться ими приходилось очень часто, поэтому работать с 96% серной кислотой было страшновато только поначалу.
Запасы этих веществ хранятся за решеткой.
Рядом – фляги с дистиллированной водой.
А ближе к двери баллоны с газами, которые в целях защиты прикованы цепью.
Конечно, некоторые реакции особенно запомнились. Например, получение нитрита натрия из нитрата: несмотря на то, что реакция проводится под вытяжным шкафом, надеты защитный шлем и рукавицы, невольно вздрагиваешь, когда неожиданно миску охватывает пламя и происходит небольшой взрыв. А как красиво зеленое пламя, которое мы наблюдали при получении метилэстера борной кислоты! Да и что уж тут говорить: радуешься каждый раз, когда сдаешь на проверку полученные тобой кристаллы. Все-таки понять, насколько необыкновенна и многообразна химическая наука, можно лишь на практике.
Заключительный этап
Несколько часов шестого лабораторного дня опыты уже не проводятся. Это – время для уборки в лаборатории и сдачи лабораторного стола. Во время уборки мне и удалось сделать все фотографии для заметки, естественно, с разрешения хозяйки лаборатории. Ее задача – проверить состояние содержимого вашего стола, которое перед этим тщательно моется. Если было разбито или испорчено что-то дорогостоящее (к примеру горелка Мекера), то возможно, это придется оплатить. Если все в порядке, то вам выпишут подтверждение. Без этой небольшого листочка зачет вам не поставят. Затем вы сдаете ключи и прощаетесь с лабораторией, заключительный тест предстоит писать в одной из обычных аудиторий. После всех написанных вступительных тестов, этот мне показался достаточно несложным.
На основе проверенного последнего теста, вступительных тестов, отчетов и записей в лабораторном дневнике, ваш лаборант выставляет оценку. Положительный результат — и дифференцированный зачет ваш.
Остаться без впечатлений от лабораторных работ по неорганической химии трудно. Предмет и интересный, и сложный. Занятия требуют много сил, знаний и нервов. Но все же это огромный опыт, который, надеюсь, поможет в работе на дальнейших лабораторных в Высшей школы химической технологии.
27 комментариев
Оставить комментарий
Новые комментарии
- Общежитие Сазава к записи
- Дресс-код на вручении дипломов ВШХТ к записи
- Общежитие Сазава к записи
- Дресс-код на вручении дипломов ВШХТ к записи
- О перспективах химии в России к записи
- Лабораторные работы в Высшей школе химической технологии к записи
- Поступление в ВШХТ к записи
- Поступление в ВШХТ к записи
- Поступление в ВШХТ к записи
- Поступление в ВШХТ к записи
ВШХТ.ру рекомендует
Свежее у друзей
- «Хорошие русские» и их петиции 29.10.2024
- Пособие для студентов с временной защитой 06.10.2024
- Временная защита для украинских студентов 15.09.2024
- Замена замка и единый ключ на несколько замков 01.09.2024
- Новый забор 04.08.2024
на ВШХТ тоже очень активно используют электроплиты
лично мне горелки попадались только на этих лаборках
вообще любопытно. в прошлом году у нас не было бланков для протоколов, можно было просто на компе напечатать. но так как суть у всех одинаковая, то речь скорее шла о том, чтобы подставить свои данные в текст)
да и на дневник всем было пофиг (но это можно списать на личные качества ведущих))
Спасибо за замечание! Уже подправила заметку. 🙂
Буду ждать дальнейших замечаний от студентов ВШХТ, и, возможно,описания собственного опыта работы в лаборатории нерганической химии.
Не химик, но очень вам завидую 🙂 Жаль, что нельзя записать себе такой предмет, будучи студентом ЧВУТ. С удовольствием бы поигрался пару месяцев с реактивами и порешал химические задачки 🙂
Если честно, Onotoley, «поиграться» звучит довольно обидно. Лабораторные в университете в отличие от школьных совсем не игра, а труд, к которому стоит подходить со всей серьезностью.
А удовольствие от решения задач по химии можно получить и не будучи студентом ВШХТ. Вот ссылочка на сборник: http://vydavatelstvi.vscht.cz/katalog/uid_isbn-978-80-7080-435-3/anotace/.
Для человека, который изучал химию только в школе, любые пробирки и колбочки выглядят именно как интереснейшее поле для экспериментов, а не как серьезная работа. Я прекрасно понимаю, что в реальной жизни химики занимаются не созданием красивых взрывов и реакций, а серьезной научно-исследовательской работой.
А задачки в отрыве от реальной лаборатории решать не хочется 🙂
Я не стала углубляться в заметке в подробное описание проводимых нами реакций. Химикам достаточно просмотреть перечень заданий в программе лабораторных, а людям, не сведущим в химии, такого рода информация не к чему. Но, возможно, если бы я позволила себе немного поумничать, в ваших комментариях было бы больше уважения к учебе в ВШХТ.
А в ЧВУТ вы с первого семестра бакалавриата занимаетесь серьезной научно-исследовательской работой?
«А задачки в отрыве от реальной лаборатории решать не хочется»
Другого ответа я и не ожидала. 🙂
Даша, не надо пытаться читать между строк 🙂 Просто когда я вижу все эти колбочки и сосуды, мне сразу вспоминается книжка «Занимательная химия» и немногочисленные эксперименты, которые удалось провести в школе. Понятное дело, что даже на первом курсе серьезного хим. университета люди будут заниматься взрослыми расчетами, а не поджиганием взрывных смесей.
«Другого ответа я и не ожидала.»
Вы часто без необходимости бросаетесь решать дифференциальные уравнения второго порядка? 😉
Чтение между строк в каком-то роде проницательность. Впрочем, не буду скрывать, что ваши слова меня задели, как задело бы биолога сравнение его работы с рассматриванием под микроскопом листочка лопуха на природоведении.
Вот почему-то когда я открываю любую программу у себя на компьютере, мне не вспоминается те программки, что мы писали в Паскале классе в девятом. Думаю, вам тоже. Более того, чтобы мне пришла в голову мысль сравнивать работу программистов с тем, что мы делали в школе…
Так что просто не судите строго мой эмоциональный всплеск в ваш адрес. Знаю, что многие думают, что лабораторные по химии (любые) — это развлечение, хорошо, если конкретно вы к этим людям не относитесь.
«Вы часто без необходимости бросаетесь решать дифференциальные уравнения второго порядка?»
Не буду, пожалуй, снова отвечать иронией на ваш ироничный вопрос в ответ на мое ироничное замечание.;)
Я не думаю, что профессия химика или биолога нуждается в защите от нападок всяких невежд, которые сталкивались с материалом только в школе. В конце концов, это не филология какая-нибудь.
Работу химика, конечно, сравнить нельзя, но вы же не будете отрицать, что химическая лаборатория может использоваться как для серьезных экспериментов, так и для баловства детского уровня? Собственно, об этом и был мой коммент.
Дискуссию предлагаю на этом закончить.
Ух! Класс-класс-класс :))) Супер статья, большое спасибо! :)))
Что мне нравится:
Во-первых, само помещение для лабораторных работ. По нашим меркам оно просто огромное. У нас 15 человек — это уже катастрофический перебор, работать крайне некомфортно. У вас спокойно помещаются 28.
Во-вторых, организация лабораторных. Кабинки и стол, запирающиеся на ключ — красота! Еще здорово, что делят группами по 4 человека и нужно самим отвечать за вверенную посуду и оборудование. Приучает к ответственности.
В-третьих (самое, наверное, главное) — вступительные тесты. Очень разумно — допускать к лабораторным только тех, кто действительно что-то знает. Говорю как человек, который вел лабораторные занятия по неорганической химии у медиков-первокурсников. Некоторые студенты просто поражают незнанием простейших вещей: неумением рассчитать молярную массу (и это после успешно сданного ЕГЭ по химии и теоретического курса в университете!), непониманием, что такое концентрация! И как они умудрились экзамен сдать? Вот на вступительных тестах полгруппы у меня бы точно засыпалось! Только боюсь, в России никто и никогда такого не введет — учиться будет некому. А как было бы здорово не допускать к лабораторным тех, кто ничерта не знает… Кстати, вам, Даша, респект, и тому чеху тоже, что единственные из всей группы удержались до конца 🙂
В-четвертых, само содержание лабораторных работ. Мы вот не получали эфиры борной кислоты… И еще некоторых опытов из вашего списка у нас не было.
В-пятых, оснащение лаборатории. Реактивы, насколько я поняла по банкам, у вас производства Aldrich? У нас они стоят как самолет и поэтому университетами не закупаются.
В-шестых, мне нравится, что теория и практика у вас оценивается отдельно. У нас было все вместе, и, в принципе, достаточно было просто ходить на лабораторные работы, чтобы получить допуск к экзамену. У вас лабораторные оцениваются отдельно, поэтому и отношение к ним более серьезное: вступительные тесты, заключительный тест, отчеты… У нас, конечно, тоже есть необходимость сдавать сделанные лабораторные работы преподавателю, но часто это превращается в простую формальность, по крайней мере, у моих медиков. Приходят сдавать — и не могут написать реакцию взаимодействия кислоты с основанием! Ну где это видано? Вот было бы здорово отделить лабораторные работы от теории! Эх, да чего уж тут говорить… Понимаю, не в тему тут ругаться на своих студентов, но мне ужасно обидно, что у вас до всего этого додумались, а у нас — нет. Очевидные же вещи: сделать вступительные тесты, отделить теорию от практики… Почему бы у нас такое не сделать? Качество образования повысилось бы! Лишние люди отсеклись. Нет же, кишка тонка — будет наезд на университет за самоуправство, крики о том, что дети и так перегружены, незачем им еще один зачет и т.д. и т.п. А какие врачи потом выходят с таким халатным отношением к делу, как они лечат людей — это уже никого не интересует. Вот, спросила я своих двоечников-медиков, когда они по химии вообще ничего не смогли ответить, где вырабатывается инсулин — в надпочечниках или в поджелудочной железе. Думаю, ну хоть что-то же они должны знать, хотя бы по биологии человека, не могу же я им просто зачет поставить, за то что пришли. Говорят — в надпочечниках! Инсулин — в надпочечниках! Медики! Которые будут нас лечить! Сказать, что я упала под стол — это вообще ничего не сказать. Хорошо, говорю, а где адреналин вырабатывается? Они говорят — в сердце. Занавес.
Я их и стыдила, и ругала, и выговаривала. Они же даже не покраснели, вот что самое обидное. На все претензии — один ответ: мы железы внутренней секреции еще не проходили, это эндокринология, она на третьем курсе. А почему я это знаю, хотя это и не моя специальность? Потому что это обязательный минимум школьного курса биологии, и вообще, каждый образованный человек обязан это знать. А они ЕГЭ сдавали по биологии, в университет по результатам ЕГЭ поступили. Из 12-ти человек в группе трое не знают, что инсулин вырабатывается в поджелудочной железе. Неорганику, кстати, все трое сдали. Письменный экзамен был.
Ладно, что-то я тут разошлась, пора заканчивать. Спасибо, Даша, еще раз за заметку! Ждем от вас новые фоторепортажи!
Спасибо за комментарий. Ждала вашего мнения о заметке и о нашей системе в целом!
Такие страшные порой вы вещи пишете по поводу образования в России. Мне трудно объективно оценивать ситуацию в чешских университетах, потому что в российских не довелось поучиться. Конечно, во многом это и к лучшему. Но ведь только тот человек, который все время пользовался мыльницей, может прочувствовать всю прелесть работы с зеркальным фотоаппаратом. А вот я сразу «взяв в руки профессиональный аппарат», не смогу оценить его достоинства в полной мере.
Все-таки всегда остается надежда, что не так все страшно в российских университетах, но после таких рассказов, как ваш о студентах-медиках, ничего не знающих про выработку гормонов в организме человека, становится как-то тяжело и неприятно на душе. Да и не могу я себе представить человека на первом курсе университета, который не может сказать, что такое концентрация! Просто в голове не укладывается! Я, безусловно, вам верю: в ВШХТ тоже были такие студенты, но ключевое слово здесь — «были»: до первой сессии. А в России большинство этих людей, наверное, получают дипломы, начинают работать, лечить наших родственников… Да и разве можно что-то исправить, если в России не хотят знать, что может быть по-другому. Будут до последнего доказывать, что образование у нас до сих пор одно из самых лучших, а следовательно, ничего менять не надо. Хотя, казалось бы, решение многих проблем просто-напросто элементарно. Очень-очень жаль.
Вы правильно заметили: действительно, большинство наших реактивов — американской компании Sigma-Aldrich. Но благодаря очень хорошему финансированию ВШХТ может себе это позволить. Студентов учится немного, так что если разделить всю сумму, которую университет затрачивает на непосредственно наше обучение, выходит, что студенты ВШХТ — одни из самых дорогих в Чехии.
Сейчас в основных зданиях университета начался активный ремонт коридоров, говорят, что за лето полностью отремонтируют несколько основных аудиторий. Так что денег хватает и на это, и на нормальные зарплаты профессорам, и на многое другое.
Я тоже думала, что это невозможно, пока сама не начала преподавать. Все-таки, это очень плохо, когда такие люди не вылетают из университета после первой же сессии. И ведь доучатся до диплома! Потому что умеют вертеться. Вот, неорганику письменно как-то сдали. Ума не приложу, как им это удалось. То ли списали, то ли вызубрили все наизусть. Хотя я вроде смотрела, списывать-не списывали, а вызубрить всю неорганику за 2 дня невозможно. Именно столько времени прошло с того момента, как они сдавали мне зачет, и на тот момент они не знали ничего. Со всей ответственостью заявляю, что устный экзамен они бы не сдали. Но письменный на троечку вытянули, и придраться здесь не к чему — вот они, реакции, написаны на листочке, и написаны верно. А в голове-то пусто, вот в чем беда!
Это еще что… Я вот сейчас вам про своих таджиков расскажу. Дело в том, что на медицинский факультет нашего университета стали принимать таджиков по какому-то межгосударственному договору. Учатся они, разумеется, платно, причем платят они не из своего кармана, это делает их государство. Отбирают на учебу, я так понимаю, самых лучших из местного населения. А потом… Приходят ко мне на семинар и не знают, как решать простейшее линейное уравнение — два икс равно восьми! Икс, говорят, равен, шести. Шести, а не четырем! А я им тут объясняю про энергию Гиббса, энтальпию реакции… Ну какая энергия Гиббса, какая энтальпия реакции, если уравнение для пятого класса решить не могут! И эта девушка, которая так мне ответила, получила-таки на устной пересдаче тройку по физической химии. Потом выяснилось, что преподаватель, который принимал у нее экзамен, ее просто «пожалел». А как она дальше учиться будет, его, видимо, не волнует. Вот и пусть дальше сам ее учит, раз три поставил. А учить-то мне придется! Закончилось все тем, что эта девушка куда-то пропала посредине второго семестра. Вроде как ее отчислили все-таки.
Был у меня еще один таджик, который по-русски вообще ни бум-бум. Я его спрашиваю в самом начале первого семестра: «Как ваша фамилия?» Молчит, смотрит на меня. Не понимает! Его тоже отчислили, почти сразу. Но эти два случая — действительно уникальные, тут не отчислить было невозможно.
В Чехии образование — это привилегия, право, которое нужно еще заслужить. У нас же высшее образование давно стало всеобщим, превратилось в товар, который легко купить за деньги. Оттого и деградация, оттого и не знают будущие медики, где вырабатывается адреналин, а где — инсулин. Это еще при том, что на нашем факультете коррупции нет, а если посмотреть на другие вузы и факультеты… Ладно, не буду сгущать краски. Есть у нас еще хорошие студенты, все равно есть. Вот были у меня три девочки в группе — посмотришь, и сердце радуется. Где не берут умом, там возьмут усидчивостью. Жалко только, что таких студентов год от года становится все меньше.
Я так подозреваю, что многие русские, пришедшие в ВШХТ из-за отсутствия экзаменов, оказываются в положении этих самых таджиков. Язык знают абы как, предметы не тянут… Только у вас случайных людей отчисляют почти сразу, и до лабораторных не допускают, что самое главное, а у нас они часто продолжают учиться. И жизнь их не учит, вот что самое худшее, не берутся они за ум, не садятся за книги после откровенного везения на экзамене. Думают, везти будет вечно, вечно будет удаваться как-то проскакивать, как-то сдавать, где-то списывать, где-то еще что-то… Огромная заслуга вашей системы образования, что у вас этого нет. А насчет того чтобы ценить это, только познав худшее — наверное, отчасти правда, но я рада за вас, что вам не пришлось этого познать 🙂
И еще один плюс я нашла в вашей системе: у вас экзамены, как правило, включают и устную, и письменную часть. Списать и не уметь объяснить не удастся.
Ну у нас, инженеров выч. техники, и в России экзамен состоял всегда из устной и письменной части. Лишь на 1-2 курсе отдельные предметы были только письменные — но это были не очень профильные и шибко массовые. А так — без наличия материала в голове дальше 1-2 курса было не продвинуться.
Не, у нас всегда были либо устные, либо письменные экзамены, и никогда не было комбинированных. А у медиков, если подумать, неорганическая химия — это не профильный предмет. Всего 4 часа в неделю: два на семинар, два на лабораторные. Так что у них еще будет шанс вылететь на втором-третьем курсе, когда профильные предметы пойдут: цитология, гистология, физиология…
Красота какая))Эх,люблю лабы.Правда неорганические у меня в универе были давно уже, еще на 1 курсе, а жаль
Дашуль, спасибо, за статью! Очень интересно было посмотреть и оценить оборудование. Уверена, что всем очень интересно работать в таких лабораториях.
А халат на лабы покупать или дают?
Нужно покупать.
[…] работам по неорганической химии посвящена целая заметка, поэтому в этой я не буду на них […]
[…] идет Высшая химико-технологическая школа, где отлично оборудованы лаборатории и в свободно доступны даже студентам бакалавриата […]
[…] приходится 74 тыс крон в год. Это позволяет иметь отличные лаборатории, дорогостоящие реактивы и оборудование уже в течение […]
[…] приходится 74 тыс крон в год. Это позволяет иметь отличные лаборатории, дорогостоящие реактивы и оборудование уже в течение […]
[…] приходится 74 тыс крон в год. Это позволяет иметь отличные лаборатории, дорогостоящие реактивы и оборудование уже в течение […]
[…] в ВШХТ составляют 74 000 крон в год. Благодаря этому там современные лаборатории, свободный доступ к дорогостоящим реактивам, […]
[…] в ВШХТ составляют 74 000 крон в год. Благодаря этому там современные лаборатории, свободный доступ к дорогостоящим реактивам, […]