Защита бакалаврской работы и гос. экзамены в ВШХТ

В конце августа я защитила бакалаврскую работу и сдала государственные экзамены. Бакалавриат позади, впереди магистратура, а значит, пришло время заметки о том, как проходил этот заключительный этап учебы в бакалавриате.

Бакалаврская работа в ВШХТ / Bakalářské práce VŠCHT

Напомню, что эти 3 года я училась на Факультете химической технологии, по специальности «Химия и технология материалов», а писала работу и защищалась на Кафедре металлов и коррозийной инженерии.

Тема бакалаврской работы

Все начинается с выбора темы бакалаврской работы. Студент должен окончательно определиться с темой до конца зимнего семестра третьего курса. Однако самые интересные темы разбирают быстро, поэтому лучше с этим не тянуть. У нас, на Факультете химической технологии, пани Кохоутова уже в конце второго курса отправляет студентам таблицу, в которой есть абсолютно все темы, предлагаемые кафедрами факультета. Здесь есть вся необходимая информация: название кафедры. имя научного руководителя, а также пометки, для каких специальностей подходит данная работа.

Бакалаврская работа в ВШХТ / Bakalářské práce VŠCHT

Самое важное – определиться с кафедрой, потому что именно с ней у вас будет связана большая часть учебной жизни на третьем курсе. К слову, я выбрала свою кафедру еще в начале второго года обучения, практически случайно записав предмет «Деградация материалов». Вел его заведующий моей будущий кафедры — лекции были для меня настолько интересными, объяснял он все так понятно, что в следующем семестре я, нисколько не сомневаясь, записала себе предмет «Металлические материалы», который меня увлек не меньше, и моя судьба решилась – я осталась на кафедре металлов и коррозийной инженерии. Поэтому, когда пани Кохоутова прислала таблицу с темами бакалаврских работ, я выбирала исключительно из тем, предложенных конкретной кафедрой. Однако совсем не значит, что вы должны перво-наперво определиться с кафедрой — многие студенты сначала выбирают понравившуюся тему работы и затем записывают себе соответствующие предметы.

Итак, студенту приглянулась тема, в моем случае – это «Коррозия стали в условиях хранения ядерных отходов» (чуть ниже расскажу почему). Следующий немаловажный этап, который некоторые студенты беспечно пропускают, — знакомство с научным руководителем. Для меня было очень важно побеседовать хотя бы несколько минут с человеком, с которым в будущем году предстоит провести немало времени, как во время работы в лаборатории, так и при анализе полученных результатов. Второй немаловажный момент – научный руководитель расскажет, чем же на самом деле будет заниматься студент, потому что порой представление студента о работе, составленное на основе коротенького описания темы в таблице, может сильно разниться с реальностью. Мой научный руководитель меня сразу же предупредил, что пока что не может сказать с уверенностью, какой именно эксперимент я буду проводить в лаборатории. Проблематикой коррозии металлов в условиях хранения ядерных отходов кафедра занимается уже несколько лет, постоянно проводятся новые эксперименты, модифицируются старые, поэтому мне была поведана лишь суть. Впрочем, этого было достаточно – я была уверена, что хочу заниматься этой темой.

После того, как студент выбирает тему, кафедра выбирает студента. Дело в том, что часто бывает такое, что нескольким студентам понравилась одна и та же тема, и они подают заявку (в виде mailа пани Кохоутовой). Затем кафедра решает, кому тема достанется. Немаловажную роль играет мнение научного руководителя, но чаще всего решение принимается на основе рейтинга студента: у кого самый высокий средний балл – тому и достается тема. Зачастую этот балл считают не по всем предметам, а по самым важным для конкретной кафедры. Остальным студентам обычно предлагают другую, менее популярную тему, а если мест на кафедре уже не осталось, то и другую кафедру. Так, к примеру, в этом году кафедра металлов и коррозийной инженерии стала очень популярной, очень быстро набрали студентов и закрыли выбор тем для всех остальных. Поэтому еще раз настоятельно порекомендую не затягивать с выбором темы.

Часть практическая

Обычно работа в лаборатории начинается на третьем курсе зимой и продолжается весь летний семестр. Это самый свободный семестр за весь бакалавриат в плане лекций и семинаров (конечно, если вы не оставили кучу предметов на самый конец учебы), зато самый насыщенный по работе в лаборатории. Одно то, что за бакалаврскую работу дается целых 15 кредитов – уже говорит о том, что большая часть времени будет посвящена именно ей.

Однако я начала работать в лаборатории уже осенью. Всем третьекурсникам было предложено поучаствовать в научно-практической конференции: можно было взяться за эксперимент раньше и представить на конференции полученный результаты. Мне не терпелось начать работать в лаборатории над проектом, да и поучаствовать в конференции хотелось, поэтому я написала своему научному руководителю. Было необходимо частично повторить эксперимент с прошлого года, который проводил мой коллега в рамках своей бакалаврской работы, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть полученные результаты. Но, так как он тоже решил принимать участие в конференции, я не могла выступать по сути с той же темой и с тем же экспериментом. Но в том, что я начала работать раньше есть и свои плюсы: во-первых, полученные результаты были использованы мной при написании бакалаврской работы, во-вторых, за проделанную работу мне полагалась небольшая зарплата, а в-третьих, я уже была «в теме», знакома со всеми и всем в лаборатории и во время моего основного эксперимента очень быстро влилась в работу. Все-таки, надеюсь, что в магистратуре мне удастся поучаствовать в конференции.

Основная работа началась в феврале, после зимней сессии. К этому времени было решено, какой именно эксперимент я буду проводить. Пожалуй, для начала расскажу немного о теме моей работы. В первую очередь тема «Коррозия стали в условиях хранения ядерных отходов» заинтересовала меня тем, что работа будет тесно связана с реальным проектом и эксперимент скорее всего действительно принесет пользу, а результаты будут использованы в дальнейшем. Планируется, что к 2050 году в Чехии будет создано первое в стране глубокое геологическое захоронение ядерных отходов. Контейнеры для хранения отходов будут сделаны из углеродистой стали, сталь будет контактировать с так называемым бентонитом, а последним барьером между ядерными отходами и биосферой будет горная порода. Захоронение будет находиться на глубине около 500 метров и должно выдержать примерно 10 тыс лет – именно столько времени необходимо для того, чтобы радиационный уровень веществ снизился до приемлемого для биосферы уровня. Чем же занимается наша кафедра? Дело в том, что коррозия стали на поверхности земли очень хорошо изучена – первые 100 лет коррозия в захоронении будет протекать практически также. Однако, через 100 лет весь кислород будет израсходован, скорость коррозии будет минимальной, но постоянной на протяжении нескольких тысяч лет – ее значение и требуется установить. Для этого необходимо провести десятки различных тестов и экспериментов, которые обычно длятся не один год. Наша кафедра в том числе исследует такие методики тестирования скорости коррозии в условиях хранения ядерных отходов, которые уже через несколько недель дают значения, которые сопоставимы со значениями, которые были получены спустя несколько месяцев в случае долгосрочных исследований, а значит, могут оказаться более эффективными. Подробным описанием эксперимента я решила вас не утомлять – очень уж это специфичная работа, но как выглядело мое рабочее место покажу:

Бакалаврская работа в ВШХТ / Bakalářské práce VŠCHT

Суммарно я провела 7 экспериментов в разных модельных растворах и при разных температурах. Каждый эксперимент длился 2 недели. Самые тяжелые дни – это запуск и конец эксперимента: и на то, и на другое нужно потратить целый рабочий день. Но зато когда эксперимент уже запущен, нужно только время от времени заходить в лабораторию и проверять, все ли идет так как надо. Приборы сами записывают необходимые показатели, после эксперимента их остается только обработать. Не могу сказать, что экспериментальная часть была легкой, хотя очень интересной. Каждый эксперимент всегда приносил что-то новое и не только для меня, но и для научного руководителя. Каждый раз после запуска мы с замиранием сердца проверяли, все ли получилось. Не могу также не заметить, что мне очень помогали докторанты и преподаватели из лаборатории, да и вообще на кафедре очень приятная и дружелюбная атмосфера. Работа в лаборатории на кафедре мне очень понравилась!

Написание работы

Параллельно с работой в лаборатории студент изучает литературу и материалы по теме. В начале последнего семестра научный руководитель вручает студенту конечное задание бакалаврской работы, подписанное заведующим кафедры и деканом факультета. Неотъемлемой частью задания является список рекомендованной литературы. Буквально 5-7 основных источников — остальное студент ищет сам. Что-то можно найти в Национальной технической библиотеке, однако основную часть источников составляют статьи и в большинстве своем на английском. По моей теме было очень много материала, и самым сложным было найти те статьи, которые действительно будут полезными. Проблемой является то, что все статьи можно скачивать только при условии, что к интернету вы подключены через домен ВШХТ, а значит находитесь либо в университете, либо в общежитии ВШХТ. Т.е. находясь дома мало к каким материалам вам будет предоставлен доступ. К слову, нам говорили, что вуз тратит несколько миллионов крон на оплату права доступа к научным статьям, поэтому его тщательно охраняет.

После изучения и прочтения необходимой литературы начинается написание работы. Я еще задолго заранее решила, что буду писать не в Word, а в LaTeX, у которого довольно много преимуществ, таких как автоматическое генерация списка литературы и очень удобное цитирование, нумерация иллюстраций, таблиц, балансировка текста, оформление математических и химических (!) формул. Работу, выполненную в LaTeX можно в два счета отличить от вордовской: выглядит она намного презентабельнее. Однако, чтобы написать работу в LaTeX стоит запастись терпением, так как нужно потратить достаточно времени, чтобы разобраться во всех нюансах, и желательно обладать хотя бы минимальными навыками компьютерной верстки. Также советую записаться на предмет «Компьютерная типография» — половина занятий посвящена знакомству с LaTeX и этого вполне хватит, чтобы понять основы, а дальше во всем уже разберетесь. Однако процентов 95 студентов бакалавриата пишут работу в Word, шаблоны на сайте ВШХТ есть для обоих вариантов. Мне было интересно работать в LaTeX и очень понравился результат, но стоит иметь в виду, что это более затратный по времени вариант.

Что интересного есть в самой работе. Во-первых, в конце одной из первых страниц студент своей подписью подтверждает, что самостоятельно написал работу, а все использованные источники включил в список литературы. Университет также имеет право заключить лицензионное соглашение, по которому все авторские права будут принадлежать исключительно ВШХТ и в случае, если студент захочет как-то использовать работу после окончания вуза, придется частично или полностью покрывать расходы университета, которые были потрачены при написании работы студентом. Вот так все строго, но справедливо.

После краткого содержания работы на чешском и английском (Summary) принято писать “благодарность” – поблагодарить полагается в первую очередь научного руководителя и всех тех, кто помогал в написании работы или проведении эксперимента. Часто благодарят семью, друзей – никаких ограничений в этом плане нет. Да и страница с благодарностью в принципе необязательна.

Далее идет сама работа: содержание, введение, литературная часть, экспериментальная часть, результаты и дискуссия, заключение и наконец список литературы. Рекомендованное количество страниц в бакалаврской работе – около 40. Писать придется кратко и емко, с учетом того, что в эти 40 страниц входят и графики, и таблицы, и фотографии экспериментов, которых, например, в моей работе было достаточно. Но четкое описание лично для меня – огромный плюс технического текста, не нужно лить воду, лишь бы добраться до желаемого количества страниц. Однако поначалу мне казалось, что я пишу слишком кратко. Например, в литературной части у меня всего лишь 4 страницы, а можно было бы написать и 10, и 15 страниц, потому что источников и информации огромное количество – очень хотелось применить все прочитанные статьи, но работа на этом бы скорее потеряла, чем выиграла. Самые лучшие бакалаврские работы, которые я читала перед написанием своей, как раз-таки были написаны очень просто, при этом оценены были довольно высоко. Да и литературная часть – скорее пишется для того, чтобы сам студент разобрался в проблематике. Для всех остальных важнее всего часть экспериментальная и результаты работы. А здесь все зависит от продуманности эксперимента, от старательности студента при работе в лаборатории и при обработке полученных данных. Замечательно, если полученные результаты совпадают с ожидаемыми, а если не совпадают – самое важное выяснить почему. Например, в моей работе отрицательные результаты были важны не меньше, чем положительные, так как мы исследуем методики измерения скорости коррозии, а не стремимся достичь определенного значения скорости. Так, к примеру, в ходе моего эксперимента, пришла идея попробовать объединить два теста в том случае, когда мой не давал хороших результатов. Попытка уже была сделана другой студенткой, но пока что, к сожалению, не очень успешно. Однако, каждая неудача – это стимул для новых идей и экспериментов, тем и интересны любые исследования.

Коррозийные семинары

У моей кафедры есть очень интересная практика. Несколько раз в течение семестра студенты должны представить полученные результаты своей работы. В аудитории собираются преподаватели и докторанты, а студенты готовят презентацию, в которой кратко описывают, что сделали, что предстоит сделать, какие результаты были получены. После этого начинается самое интересное – дискуссия. В процессе дискуссии студенту могут сделать какие-то замечания по презентации, а часто и по самому эксперименту – со стороны всегда виднее, и даже научный руководитель может в процессе дискуссии прийти к новому умозаключению. Эти семинары действительно часто помогали разобраться в сложных ситуациях. За семестр я 3 раза делала презентации – это отличная практика перед защитой: лучше выслушать критику и исправить все замечания во время семестра, чем на защите, да и за это время настолько привыкаешь рассказывать о своей работе, что на финальной презентации волнения гораздо меньше. Так что практика замечательная.

Защита и гос. экзамены

В ВШХТ можно защищаться как в конце июня, так и в конце августа. Это зависит в первую очередь от готовности студента. Мой эксперимент продолжался аж до конца июня, и я уже весной знала, что в первый поток никак не попаду – для этого нужно было сдать работу до 6 июня, а экзамены – до 13 июня. В случае защиты в августе у студентов на целый месяц больше времени: и бакалаврскую работу, и зачетку нужно было сдать до 11 июля.

Все работы сшиваются исключительно в стенах ВШХТ (фирмой KANAG). Если, например, в ЧВУТ все работы в твердом одноцветном переплете, у наших — свой дизайн с пластиковой обложкой. Напечатать страницы можно и самостоятельно, но сшить – только в ВШХТ. Выглядит работа в конечном итоге так (работа не моя, а студента-словака, который защитился еще в прошлом году):

Бакалаврская работа в ВШХТ / Bakalářské práce VŠCHT

Два экземпляра остается на кафедре, один в деканате (видимо, он и идет в архив). Зачем целых 2 экземпляра кафедре – не знаю, изначально я думала, что один все-таки возвращается студенту после защиты, но, как оказалось, нет.

Кроме напечатанных экземпляров студент оставляет на кафедре диск с работой в формате PDF и с кратким содержанием на чешском и английском в формате RTF. Меня немного удивило, что студент не может сам свою работу загрузить туда, куда нужно, но, видимо, университету так удобнее.

Когда я пришла «сдаваться», секретарь кафедры сообщила дату защиты — 27 августа, поэтому до конца июля я дала себе фору, а в начале августа принялась готовиться к гос. экзаменам. В моем случае 3 предмета были обязательными: «Наука о металлах», «Металлургия» и «Коррозия металлов», а один – по выбору: либо «Неорганическая химия», либо «Физическая химия» (я выбрала физическую). Никаких лишних предметов – все по делу, то, что действительно необходимо знать. Объем материала большой, известны лишь темы — никаких конкретных вопросов. Например, тема «Коррозия металлов в разных средах»: о чем конкретно будут спрашивать на экзамене никто не знает – знать нужно все, что изучалась в рамках предмета по этой теме.

Параллельно готовится презентация. Время презентации – не больше пяти минут. Уложиться необходимо, а рассказать хочется гораздо больше, чем позволяет время. Поэтому пришлось безжалостно избавляться от очень интересных слайдов и результатов – только суть, только ключевые моменты. За 2 дня до защиты мы с научным руководителем просидели около двух часов, чтобы решить, что все-таки будет в финальной версии презентации.

Не смотря на то, что у меня за плечами не один десяток экзаменов, я очень волнуюсь перед каждым и безумно завидую людям, которые в последнюю ночь крепко спят, а утром могут позавтракать и сказав себе, что все знают, отправиться в университет. Я боюсь всегда, а по теме «Как накрутить себя перед экзаменом» могу устраивать целые мастер-классы. Защита и гос. экзамены, само собой, не стали исключением. В голове нужно держать сразу все: и презентацию, и бакалаврскую работу, и 4 предмета. Однако такого спокойствия и умиротворение, какое я ощутила, когда меня вызвали в аудиторию я не испытывала, пожалуй, ни на одном экзамене.

Все члены комиссии были с моей кафедры, всех я хорошо знала. Председателем комиссии был заведующий кафедры, в качестве экзаменаторов 2 доцента и 2 доктора наук. Председатель комиссии приглашает студента в аудиторию, представляет студента остальным и предоставляет 5 минут для презентации, после чего члены комиссии задают вопросы по работе. Я ждала вопросов сложных, но по факту вопросы оказалось очень простыми и общими, например, «На какой глубине будет находиться захоронение ядерных отходов?» или «Будет ли сталь защищена дополнительно каким-то покрытием и если нет, то почему?». После ответов на вопросы председатель комиссии зачитывает рецензию научного руководителя и озвучивает оценку, которую тот поставил. К слову, в ЧВУТ рецензию на бакалаврскую работу кроме научного руководителя также пишет докторант, который работает в этой области, часто при презентации студент отвечает на вопросы из этой рецензии (обычно докторанты находят в работе больше недочетов). В ВШХТ такую рецензию пишут только на магистерские дипломные работы, поэтому бакалаврам у нас немного попроще, чем в ЧВУТ. Решение комиссии выносится по сути на основе рецензии научного руководителя и обычно финальная оценка совпадает с оценкой, которую поставил научный руководитель. За 5 минут презентации комиссия успевает лишь быстро полистать работу и лишь немного вникнуть в суть проблемы. Но научные руководители оценивают работу довольно строго, и комиссия на их мнение вполне может положиться.

Защита бакаларской работы плавно переходит в экзамен. Все просто. Студент продолжает стоять перед комиссией, а члены комиссии по очереди задают вопросы по своему предмету. Никакого времени на подготовку, само собой, нет. Экзамен проходит в режиме вопрос-ответ. Впрочем, к этой системе я уже привыкла и по сути это самый честный экзамен – списать или что-то подсмотреть физически невозможно. Но с другой стороны, можно переволноваться, растеряться и с ходу не ответить на все вопросы. Некоторые вопросы были действительно сложными, детальными, какие-то напротив — легкими. Были такие вопросы, когда очень хотелось пойти к доске и начать рисовать диаграмму, но все советуют этого не делать (в том числе не писать и не выводить на доске формул), ведь если во время устного ответа кто-то из комиссии может не обратить внимания на небольшой промах, то что написано или изображено на доске заметят все. Поэтому лучше все представлять в голове и даже определения, к примеру, по физической химии озвучивать именно как определения, а не как формулы. Другая важная причина – времени на экзамен отводится очень мало – 40 минут на студента, а это и презентация, и экзамен.
После того, как я закончила отвечать на вопросы экзаменаторов, меня попросили некоторое время подождать за дверью. Комиссия на этом этапе решает, сдал ли студент гос. экзамены и защитил ли работу. Буквально через 2 минуты меня снова пригласили в кабинет и председатель комиссии поздравил меня, сказав, что я сдала. Но это еще не все. Теперь предстояло дождаться. пока защитятся остальные студенты и после этого комиссия будет решать, какие оценки поставить каждому. В этот день нас защищалось 7 человек, сдали все, но были и «E», и «D», и «С». Финальную оценку «В» поставили только мне – немного не дотянула гос. экзамены, хотя работу защитила на «А». В первом, июньском, потоке было намного больше хороших оценок, поэтому можно предположить, что во второй поток все же обычно идут студенты послабее.

После объявления результатов нас поздравили все члены комиссии, а мы в свою очередь пригласили их к небольшому столу с шампанским и бутербродами (чеш. chlebíčky), где все немного пообщались и отметили успешную защиту.

Заметка получилась длинной, но очень надеюсь, что для кого-то она окажется интересной и полезной. Постараюсь ответить на все ваши вопросы. Также буду ждать комментариев от других защитившихся студентов – как все прошло у вас, наверняка, многое было иначе, делитесь впечатлениями!

Всем желаю удачи в новом учебном году!

6 комментариев

  • так занятно
    буквально на прошлой неделе (тоже сдав госы) случайно встретила на деканате русскоязычную студентку, которая из ЧВУТ решила пойти на магистратуру к нам и как раз на металлы. ей предстояла беседа с Войтехом, и я ей рассказывала, какой он классный и что они обязательно договорятся

    экземпляр ваш зря вам зажали. это вообще-то официально, даже, кажется, пани Когоутова пишет, что школе достаются только два экземпляра, третий — студенческий. я, например, только два и делала. а после защиты всем нашим возвращали их третий экземпляр. кафедры у нас, конечно, разные, но факультет один и правила одни

    мне, к слову, оценку за работу дали в итоге выше, чем научрук. так что при дельной презентации и защите все возможно

    • Вот и я была уверена, что вернут один экземпляр. Еще уточню на кафедре — может быть и правда забыли отдать.

      Надо же, у нас комиссия оценку выше не ставила. Скорее всего ваш случай все-таки исключение, чем правило. Может быть науный руководитель известен на кафеде своей излишней строгостью?..

      • Нет, он как раз известен своим бесконечным дружелюбием) я потому и удивилась его оценке. И консультант моя тоже.
        Может это у него такой специальный ход, чтоб комиссия захотела повысить)

  • Здравствуйте!
    Скажите, пожалуйста, а как потом на магистратуру поступать? Можно ли это сделать «не прерывая» обучение?

    • Приветствую,

      Что значит «как»? Берете и поступаете.

      Все поступают «не прерывая». Или вы думаете, что все чехи после бакалавриата сидят год дома и лишь после этого идут в магистратуру.

      Какого рода проблему вы нашли? Опишите, пожалуйста, т.к. я пока не понимаю, в чем проблема с продолжением обучения в магистратуре.

      • Пока не проблема, мне до этого момента ещё пилить и пилить, просто интересно, как это происходит в Чехии 🙂 У нас в магистратуру нужно сдавать экзамены абсолютно всем (особенно интересно химики сдают философию уровня выпускника филфака). И, если не ошибаюсь, заявки подаются после окончания основной учёбы (хотя не знаю, как будет с моим выпуском, так как мы первопроходцы в бакалавриате, раньше такого не было звания).
        «Přijímací řízení probíhá bez přijímacích zkoušek pro uchazeče-absolventy bakalářského oboru, na který daný magisterský obor navazuje» — правильно ли я понимаю, что нет зкоушек только для тех, кто учился на одноимённой бакалавриатской программе? Типа закончил аналитическую химию и на аналитику же дальше идёшь — пожалуйста, без проблем, подай только заявку.Там дальше просто «Ostatní uchazeči vykonají přijímací zkoušku.»
        А «не прерывая»… В условиях стипендии просто есть пункт, что, мол, можно продолжить её получать, если докажешь, что сразу же был зачислен в магистратуру. По идее, получается, что если без экзаменов, то автоматом идёшь на магистра (при условии хорошей учёбы, разумеется).
        В общем, глупые вопросы.

Оставить комментарий

ВШХТ.ру рекомендует

Для подготовки к поступлению в ВШХТ мы рекомендуем курсы чешского в Марианских Лазнях.