11 Фев, 2013
17 комментариев

Второй семестр в ВШХТ

Совсем недавно закончился зимний семестр, а первокурсники прошли свою первую проверку на прочность. Всех, кто одолел зимнюю сессию, хочу от всей души поздравить! Мы молодцы! 😉 Заметка о втором семестре была подготовлена уже достаточно давно, но подумав, что летом она была бы не так актуальна, опубликовать ее я решила именно сейчас – в преддверии летнего семестра.

Второй семестр психологически намного легче первого, все-таки основной естественный отбор позади, но тем не менее учебы заметно прибавится, а требования профессоров ужесточатся, поэтому главное — не расслабляться после первой удачно сданной сессии.

Основные отличия от первого семестра

В заметках, посвященных первому семестру и первой сессии, я описала некоторые аспекты учебы и сдачи экзаменов в общих чертах. Но это были лишь первые шаги в мир изучения химической науки. Во втором семестре у студента уже гораздо больше свободы выбора и самостоятельности, в первую очередь благодаря двум основным отличиям от первого семестра.

Расписание и выбор преподавателей

Первое отличие – это возможность корректировать свое расписание. Перед началом семестра методисты составляют расписание по основным предметам для отдельных групп. Затем примерно за 2 недели перед началом учебы, всем студентам дается возможность его изменить. Студент заходит в информационную систему и при желании корректирует свое расписание. Причем корректировка заключается не только в выборе подходящего времени, но и в выборе профессора или преподавателя на семинарах. Обычно на разных факультетах основные предметы ведут разные профессора, но это не мешает студенту ходить к тому профессору, к которому он захочет. В течение семестра тоже можно поменять профессора, но это нужно будет согласовывать, как с обоими профессорами, так и с деканатом. Так что лучше определяться сразу.

Правильный выбор помогут сделать другие студенты: достаточно кликнуть на иконку «Anketa» на главной странице Информационной системы, выбрать год, семестр и интересующего вас профессора или преподавателя. Результат будет выглядеть примерно так:

Эти данные собираются в конце каждого семестра, когда у студентов появляется возможность поставить оценку своим преподавателям. Всегда учитывается несколько критериев: это и понятное изложение материала, и подход к студентам, и оценка учебных материалов, и даже количество кредитов. К сожалению, многим студентам просто лень проголосовать, но все же есть и те, кто находит время выразить свое мнение.

Предметы по выбору

Второе отличие – это возможность выбрать несколько предметов по желанию. Чисто теоретически можно выбрать неограниченное количество предметов, но не забывайте о том, что для каждого из них вам предстоит выделить время в расписании. Перед каждым семестром проводится предварительная запись предметов по выбору. При корректировке расписания можно отказаться от уже выбранных вариантов, отдать свое предпочтение другим. А можно вовсе ничего не выбирать. По моему мнению, во втором семестре предметы по выбору нужны скорее для общего развития и набора дополнительных кредитов. Можно изучать языки, политологию, алгоритмизацию и программирование и т.д.. А если такие предметы, как «Общая и неорганическая химия 2» или «Математика 2» не являются для вас обязательными, можно выбрать и их – в случае удачной сдачи экзаменов у вас будет приличный запас дополнительных кредитов и знаний. Список возможных предметов по выбору для второго семестра можно посмотреть здесь.

По моей специализации – Металлические материалы — рекомендованный учебный план никакие предметы по выбору не рекомендовал – выбирать можно было все, что душе угодно. На предварительной записи я записала предмет Полимерные материалы (чеш. Polymerní materiály), но позже от полимеров пришлось отказаться, потому что они абсолютно не вписывались в мое расписание. Порой расписание играет немаловажную роль в выборе дополнительных предметов и является основной проблемой. Обычно для предмета по выбору существует лишь один вариант по времени, он вам не подходит – выбираете что-то другое. У меня было не так много вариантов, причем все они очень косвенно касались химии. Свой выбор я остановила на Физиологии и Менеджменте, подробнее о которых я расскажу ниже. В последующих семестрах дополнительных предметов гораздо больше и в то же время они гораздо уже специализированы.

Предметы

Во втором семестре было не так много предметов – всего лишь 8, не считая физкультуру. Но большинство из них – предметы основополагающие, базовые, а значит, охватывающие большое количество материала и требующие немало сил и терпения. О каждом я расскажу в отдельности.

Общая и неорганическая химия II

Лишь на Факультете химической технологии и на единственной специальности Факультета химической инженерии этот предмет является обязательным. Мне он показался интереснее, чем «Общая и неорганическая химия I». Много внимания уделялось химии кристаллов и комплексов, но, к сожалению, уравнения реакций мы снова обошли стороной. Однако, реакции – это основа двух проверочных тестов и экзамена, именно благодаря правильному написанию реакций возможно получить приемлемое количество баллов. Говорят, что нужно их учить по презентациям с Общей и неорганической химии I, но парадокс в том, что на экзамене и в тесте большинство реакций будут в лучшем случае из лабораторных работ по неорганической химии, в худшем – из неизвестных источников. Мне тоже не нравится слово «учить» в предыдущем предложении; конечно же, реакции нужно понимать, но, к сожалению, основной упор делается именно на общую химию, разбираться в реакциях и даже просто искать к ним подход приходится самостоятельно.

Экзамен состоит фактически только из письменной части. Она сложнее, чем семестральные тесты, которые без труда пишут практически все студенты, поэтому получить зачет совсем несложно. Но, чтобы заработать 5 кредитов, которые вы получите в случае успешной сдачи экзамена, придется потрудиться. На устной части вам дадут возможность просмотреть работу, поспорить с количеством баллов и ответить на дополнительные вопросы, если вы хотите попытаться улучшить свой результат.

Органическая химия I

Трудно найти в ВШХТ студента, у которого этот предмет не был бы обязательным. Изучают его практически все, успешно сдают с первого раза единицы. Предмет действительно не из простых, но, тем не менее, важный. За 14 недель нужно пройти все основные темы органической химии, начиная типами гибридизации и алканами и заканчивая аминами и кислотами. В течение семестра на семинарах студенты пишут 2 теста по 100 баллов максимально. И вновь привычная система: набираете, как минимум, 100 баллов за 2 теста суммарно – получаете зачет, а значит, вы допущены к экзамену. Письменная часть экзамена, на мой взгляд, очень сложная для тех, кто не понимает механизмов реакций. Состоит экзаменационный тест из 2 частей: первая направлена на проверку общих знаний по органической химии, самых основных реакций, вторая – на знание механизмов. Проверяет работу преподаватель, который вел семинары. Основная задача – набрать больше 35 баллов за первую часть и суммарно больше 50 за обе части. Сразу же дам совет: очень внимательно проверяйте первую часть, можно прекрасно написать часть В, но если в части А вы не доберете баллов, на вторую часть никто даже смотреть не будет!

На устной части очень многое зависит от профессора. Кто-то хочет знать основы, главные механизмы, а кто-то требует знаний вплоть до мелочей.

Я настоятельно советую не запускать этот предмет – учить и разбираться во всем с самого начала. Некоторые предметы можно освоить на среднем уровне даже уже в течение сессии, но органическую химию запускать (особенно тем, кто больше любит неорганику) не стоит.

Для освоении непростых тем, может оказать существенную помощь рекомендованная литература. К счастью, в отличие от Общей и неорганической химии, к предмету Органическая химия существует прекрасное учебное пособие Джона Макмарри — Органическая химия. Я бы назвала его одним из лучших изданий по химии на чешском из всех, что я пока видела. Переводом с английского языка были заняты профессора не только ВШХТ, но и Технического университета в Брно. Основное преимущество этой книги в том, что сложный материал описан простым и понятным языком, а каждая глава содержит огромное количество иллюстраций. Она пользуется большим спросом, поэтому, к сожалению, редко бывает в библиотеке в свободном доступе.

Математика II

Математика II является обязательной далеко не на всех специальностях. На направлениях попроще ее либо вовсе нет, либо она является обязательным предметом по выбору. На мой взгляд, те, кто справился еще в первом семестре с Математикой I, одолеют и двойку без проблем. Мне он дался, пожалуй, даже легче. Не знаю, как студенты других специальностей, а я уже сейчас почувствовала на себе, что предмет очень важный, можно даже сказать базовый – Математика I была по большей части подготовкой к нему. Так что советую к Математике отнестись очень серьезно.

Контроль обучения во время семестра выглядят точно так же, как и в Математике I: те же 2 семестральных теста, возможность написать суммарный тест, экзамен из письменной и устной части, — ничего нового. Чтобы написать тесты очень важно либо ходить на семинары, либо регулярно решать задачи из сборника, разумеется, лучше делать и то, и другое. Учебник станет хорошим помощником в подготовке к устной части, в течение семестра при регулярном посещении лекций острой необходимости в нем нет.

Лабораторные по неорганической химии

Лабораторным работам по неорганической химии посвящена целая заметка, поэтому в этой я не буду на них останавливаться.

Физика I

Как и другие базовые предметы физику в ВШХТ при желании и должном уровне старания можно выучить практически с нуля. Но будьте готовы к тому, что на темы, на которые учителя в школе тратили даже по полгода, в ВШХТ будет уходить в среднем всего лишь одна лекция, поэтому хорошая школьная база никому не повредит. Сложность предмета, пожалуй, заключается в основном в большом количестве тем. Несколько лет назад в ВШХТ эта же программа разделялась на 2 семестра, и все студенты изучали физику более конкретно. Позже решили, что на таком уровне всем студентам-химикам физика не нужна, темы собрали в один семестр, профессора переписали учебные материалы и теперь весь курс, начиная от механики и заканчивая введением в квантовую физику, студенты проходят за 14 недель. А на предмете, который сейчас называется Физика II, изучается теория относительности, квантовая физика, физика твердого тела и совсем чуть-чуть ядерная физика – о нем я расскажу в одной из следующих заметок.

Семестральные тесты несложные – чтобы с ними справиться для многих будет достаточно заново прорешать задания, которые разбирались на семинарах. Система оценки тестов отличается от привычной. За первый тест дается максимум 40 баллов, за второй – 60, набрать нужно как минимум 50 баллов суммарно. Но здесь профессора стимулируют студентов писать тесты практически на 100% (обычно на 96%), цель – избежать письменной части экзамена. В принципе, это реально, меня, например, как обычно, подвела только моя невнимательность.

Все остальные студенты (не набравшие 96 баллов в сумме, но получившие больше 50) идут на экзамен. Письменная часть представляет собой уже не просто решение задач, хотя они опять же не сложнее тех, что студенты решают на семинарах, но еще и теоретические вопросы. К теории студенты готовятся отдельно – ведь всех ждет еще и устный экзамен. Моя профессор на устном экзамене действовала по такому принципу: студент тянет билет по той теме, с которой он хуже всего справился в письменной части, давая тем самым шанс улучшить результат экзамена. Для устного экзамена не нужно знать все, что дается на лекциях и в учебных материалах — вряд ли профессор попросит вас вывести сложную формула, по большей части нужно всего лишь четко ответить на вопрос, а все вопросы (около 40) всем известны уже в начале семестра.

Главное – не бойтесь физики, разбирайтесь в непонятных темах сразу же на лекциях, которые обычно профессора ведут очень интересно (так, что вы даже рискуете полюбить физику 🙂 ), посещайте семинары и вы обязательно справитесь!

Английский язык I

Если в школе основным изучаемым языком был английский, то в университете обязательным языком будет английский, если немецкий, то немецкий.

На первом занятии все студенты пишут тест для определения уровня знания языка. Тест достаточно простой, ребятам с хорошим английским он может показаться даже элементарным. В течение недели на сайте кафедры появится список групп студентов, распределенных по уровню владения языком по результатам теста. Теоретически если вы позже почувствуете, что группа слишком слаба для вас, а тест был написан плохо в силу каких-то посторонних причин, можно перевестись в группу посильнее. Я такого пока что не встречала: обычно все привыкают к своим группам и преподавателю. К слову, преподаватели на кафедре языков очень хорошие, чувствуется совсем иной подход по сравнению с преподаванием иностранных языков в России. Конечно, за одну пару в неделю очень сложно значительно повысить свой уровень владения английским, поэтому не стоит возлагать на предмет больших надежд. Главное, что дает английский в ВШХТ – это уклон в сторону химического профессионального английского.

По английскому можно получить всего лишь 1 кредит, но это соизмеримо с другими предметами, на которые уходит в разы больше сил и времени. Одним из критериев выставления зачета является наличие у студента письменной работы, так называемого «Summary» по прочитанной научной (а не научно-популярной!) статье. Саму статью студенты ищут сами на свой вкус. Вторым критерием является написание теста в конце семестра. Причем если вы не ходили на занятия (а такой вариант тоже возможет – посещать английский вас никто не принуждает), то заключительный тест для получения зачета должны написать лучше, чем те студенты, которые занятия посещали. Для активно посещающих студентов минимальное количество баллов за тест – 30 из 50, для студентов с более, чем 3 пропусками – 40 из 50.

Учебник и пособие по грамматике можно скачать здесь.

Физиология

Первый из двух предметов по выбору, который мне удалось уместить в своем расписании. Я бы не сказала, что у меня была когда-нибудь склонность к медицине, скорее любительский интерес, поэтому предмет этот я изучала для общего развития. В том числе, чтобы подучить медицинскую терминологию на чешском.

Все предметы, связанные с биологией и медициной, в ВШХТ преподают профессора Карлова университета. Преподавателями по физиологии оказались профессора с Первого мед. факультета. Возможно, так показалось только мне, но особого энтузиазма со стороны профессоров на лекции я не увидела, хотя предмет очень интересный. Было такое ощущение, что преподавателям скучно на своих же лекциях, студенты это тоже подтвердили, пожалуй, самой низкой посещаемостью за время моего обучение на ВШХТ. На последних занятиях в аудитории находилось не больше 5-7% от первоначального количества студентов.

Все лекции по предмету можно посмотреть здесь.

Принцип проверки знаний таков: на самом последнем занятии все студенты пишут тест с вариантами ответов, что казалось бы не так сложно, но если вы не знаете материал, догадаться или воспользоваться методом исключения не так уж и легко. Тест, конечно, хотя бы на Е пишет большая часть студентов, но все же многие пересдают. Если тест не написан, либо студент хочет результат улучшить, то придется ехать к профессорам на факультет и сдавать все устно. Устный экзамен, конечно же, гораздо сложнее письменного, поэтому желающих повысить свой балл немного, лично я рисковать и тратить время во время сессии на физиологию не стала.

Менеджмент

Второй после физиологии предмет по выбору. Один из тех немногих предметов на ВШХТ, о которых по праву можно сказать предмет для отдыха и для души. Три академических часа, что длится занятие, пролетают совершенно незаметно. Высокую посещаемость на лекциях, конечно, можно было бы объяснить и тем, что присутствующие студенты отмечались на каждом занятии, а тот, кто пропустил много лекций, должен был написать небольшой реферат на одну из предлагаемых тем, но все же те, кто лекции посещал, делал это не без удовольствия. Профессор по образованию психолог, поэтому все лекции имеют уклон в сторону психологии. В рамках предмета рассматривались такие темы, как: правильное составление договора с работодателем, поведение на собеседовании, поведение в коллективе, стресс на рабочем месте и т.д. Но все темы касались так или иначе химической промышленности и разбирались с точки зрения нашего «химического» мышления.

Как сдавать экзамен решают сами студенты. В основном все предпочитают написать письменный тест, в котором нужно где-то развернуто, где-то кратко ответить на вопросы. Те, кто любят пообщаться с профессором, могут сдать экзамен устно.

Предмет советую всем, у кого в расписании найдется для него время. Ведь порой даже людям с техническим складом ума полезно отвлечься и походить на гуманитарный предмет.

Физкультура

В течение бакалавриата, а точнее с первого по пятый семестр, нужно получить 4 зачета по физкультуре. Кредиты за физкультуру не полагаются. Зачет выставляется за хорошую посещаемость тренировок. Лично меня очень радует, что не нужно сдавать нормативов – каждый занимается в меру своих возможностей, для себя, а не для тренеров. Поэтому прогуливать физкультуру я даже смысла не вижу – главное выбрать действительно интересный вид спорта. Вариантов довольно много: это и плавание, и волейбол, и футбол, и аэробика, и многое другое. Полный список видов спорта здесь. Однако при записи в информационной системе я видела далеко не все представленные в этом списке виды спорта. Кстати, записываться на физкультуру рекомендую сразу же, как только в информационной системе открывается расписание, иначе может и не остаться мест на самых популярных среди студентов тренировках.

В первом семестре на физкультуру я не ходила, потому что вовремя не записалась. Во втором семестре выбрала степ-аэробику. Мне занятия очень понравились, думаю, это – один из самых оптимальных вариантов для девушек: 2/3 занятия – степ-аэробика, оставшееся время – укрепление мышц, главным образом пресса, упражнение на расслабление. К тому же занятие удобно тем, что спортивный центр ЧВУТ, где проходят тренировки, находится в двух трамвайных остановках от университета. У ВШХТ, к сожалению, нет своего собственного спортивного центра, поэтому занятия могут проходить в самых разных частях Праги.

* * * * *

Надеюсь, что заметка будет кому-то полезной. Также призываю студентов ВШХТ делиться своими впечатлениями о вашем втором семестре в комментариях. Всем хочу пожелать успехов в начинающимся летнем семестре — очередной ступеньке на пути к почетному титулу инженера-химика! 😉

17 комментариев

  • Застыдили — пошла заполнила анкеты оценки)
    Расскажите, где вы взяли такую обложку для индекса? Не встречала раньше

    • Обложку для индекса я купила этой осенью, когда в респириуме проходила акция PrimaSkriptа — http://www.primaskripta.cz/vyber-skolu.php?ref=/index.php. Ее проводят обычно в начале каждого семестра — можно по довольно выгодным ценам приобрести и продать учебные материалы. Правда, будет ли этой зимой проводится акция пока что неизвестно.

      • а есть какие-то поводы не проводить очередные торги или вы в том смысле, что пока не объявили даты? надеялась пристроить то, что осенью не разобрали…

        про физику, в принципе, интересует, есть ли отличия от первой части в плане организации

        была ли речь о сборной — точно сказать не могу, этот вопрос не поднимался. но все равно странно как-то: человек ходил, тратил время и силы, а ему даже зачет за 0 кредитов на дали…
        кстати, мне еще кажется, будущим/действующим студентам может быть интересно почитать про короткие курсы, которые организовывает кафедра физры. я сама не принимала участие, но вообще хорошая возможность совместитьприятное с полезным

        • Думаю, что смысл есть — ведь многие студенты принимают в акции участие. Меня просто удивило, что ни на сайте, ни в группе на Facebook никакой информации пока нет — вот и возникли сомнения. Я бы тоже с удовольствием продала пару учебников и прикупила.

          Нет. Организация абсолютно одинаковая. Снова действует правило: большое количество баллов за семестральные тесты — экзамен без письменной части. И по баллам нужно уже не 96-97, а 94-95 — как минимум для освобождения от теста на экзамене. Во всем остальном все точно так же.

          Да, согласна, что несправедливо не поставить зачет, если студентка старалась. В первый раз с такой ситуацией сталкиваюсь… Видимо, тренер жутко принципиальный и требовательный попался.
          В летних/зимних курсах я пока что тоже принимала участия — вот и забыла про них написать. Сегодня исправлюсь. Спасибо за дельные советы. 🙂

          • коль уж речь зашла о мероприятиях, в которых я не принимала участие, но которые могут быть интересны — не планируете ли статью о Кахекране?

            • Если в этом году 22 марта удастся посетить Карнавал химиков, то обязательно о нем напишу! Но пока что не знаю, получится ли, поэтому ничего обещать не могу.

  • у вас сбой в абзаце Предметы по выбору и Органическая химия I, повторяется текст

    очень бы хотелось заметку про Физику-2 в ближайшее время)

    по поводу Физры сегодня рассказывали, что на некоторых дисциплинах можно не получить зачет даже при идеальной посещаемости. в частности, речь шла о волейболе, и там студентка не получила зачет, потому что, по мнению тренера, не показала достаточный уровень…

    • у вас сбой в абзаце

      Спасибо, уже исправила.

      Отдельно заметку про Физику я, конечно, делать не буду — планирую в конце года заметку по всем предметам за второй курс. Если вас интересует что-то конкретное, но могу и здесь в комментариях рассказать. Благо, изучение этого предмета уже успешно завершено.

      на некоторых дисциплинах можно не получить зачет даже при идеальной посещаемости. в частности, речь шла о волейболе

      А речь случайно не о тренировках в сборной команде ВШХТ по волейбол? Там такие требования вполне вероятны.

      • Я хожу на пляжный волейбол, там для зачета достаточно 11 посещений из 14

  • «конечно же, реакции нужно понимать»- Даша, можете кстати посоветовать какую-нибудь литературу или источники, чтобы добиться хорошего понимания реакций? С простыми реакциями у меня проблем нет, но вот в тех, что посложнее иногда совершенно не понятно почему все происходит именно так, а не иначе и почему получаются именно такие продукты реакции. Много сложностей у меня например вызывают реакции с участием азота, сложно понять, какая у него получится в итоге степень окисления.

    • Признаться, мне пока не попадалась такая литература по данной проблематике, которую я могла бы посоветовать. Вообще в сложных реакциях (да и в любых других) все довольно-таки условно. Например, в случае с пятивалентным азотом: в процессе окисления он обычно дает ни какой-то определенный продукт, а смесь газов, в реакциях же мы пишем тот продукт, который по нашему мнению в смеси преобладает. Это зависит от нескольких факторов, главные из которых — окислитель и среда. А вот какое именно соединение преобладает все-таки нужно знать. Плюс в сложных реакциях очень важно понимать силу окислителей/восстановителей — насколько они способны окислить данный реагент. Здесь, думаю, тоже никаких конкретных правил вы не найдете, порой нужна интуиция, порой опыт, в отличие от органической химии, где зачастую достаточно разобраться в механизме реакции.

  • здравствуйте) Даша, а сколько видов спорта можно выбирать?

    • В одном семестре можно выбрать и записаться только на один вид спорта. Но каждый семестр можно выбирать что-то новое.

  • а есть бег как отдельный вид спорта?

    • Нет, такого вида спорта нет. Кстати, вроде бы нет и легкой атлетики, куда должен бы входить бег.

  • Здравствуйте, Даша!
    Спасибо большое за такие статьи (1 и 2 семестр)! Очень легко и доступно!!!

    Но вот я только хочу поступать в ВУЗ Чехии и хочу спросить:
    1) что такое «кредиты» (особенно часто Вы про них упоминали на счет физ-ры),
    2)как проводятся семинары,
    3)учатся только 5 дней в неделю,
    4)в общежитиях реально учиться, или лучше с кем-то квартиру снимать,
    5)питаетесь в столовой
    6) когда летняя сессия начинается
    7)можно ли претендовать на стипендию иностранцам?

    Спасибо заранее за ответы!!!
    Удачи Вам во всем!

    • Катерина,
      1) Кредиты — это баллы, которые зачисляются за каждый сданный предмет. За разные предметы полагается определенное количество этих баллов, которое зависит в первую очередь от сложности материала, хотя в большинстве случаев это очень субъективная оценка. Часть кредтитов за отдельный предмет получить нельзя и от оценки количество кредитов не зависит: либо студент сдал, к примеру, Математику (на оценку A, B, C, D или E) и получил 10 кредитов, либо предмет не сдал и не получил ни одного. За весь бакалавриат каждый студент обязан набрать минимум 180 кредитов, т.е. по 60 за курс, иначе к гос. экзаменам и защите бакалаврской работы не допустят. А еще кредиты — это основной критерий на конец сессии. Хватает кредитов — проходите на следующий семестр, нет — тогда либо остаетесь на второй год на этом же курсе (опять же при определенном минимуме кредитов), либо уходите.
      2) Многое зависит от преподавателя на семинаре. Но в основном на семинарах сами преподаватели после краткого теоретического обзора (или без него) прорешивают задания по математике, химии, химической инженерии, физики и т.д.. Как урок в школе, пожалуй, только студентов к доске не вызывают. Хотя иногда студента могут попросить решить задачу. Но чаще всего все-таки у студентов просто что-нибудь спрашивают, а у доски работает преподаватель. Если на лекциях дают в основном теорию, то на семинарах идет наработка материала и непосредственная подготовка к тестам.
      3) Да, учебные дни с понедельника по пятницу. Но если очень постараться, то теоретически можно и 4 дня в неделю учиться — все зависит от того, как вы составите свое расписание.
      4) Общежития бывают разные: есть даже с одноместными комнатами. Многое зависит от соседей… Так что, если честно, как повезет и однозначный ответ я вам дать не могу. Но попробовать пожить в общежитии, на мой взгляд, стоит — если не понравится, можно уже потом найти квартиру. А прекрасно заниматься можно и в НТК (национальная техническая библиотека).
      5) Нет, я готовлю дома, но практически все однокурсники-чехи питаются в столовых.
      6) Летняя сессия начинается в середине мая.
      7) Ubytovací stipendium — стипендия, которая выплачивается всем иностранцам и чехам, у кого основная прописка не в Праге. Она небольшая — примерно 800 крон в месяц. На стипендию за хорошую успеваемость могут претендовать все без исключения, только вот я даже из чехов, которые в бакалавриате ВШХТ ее получают, знаю, наверное, человека 3-4, а из иностранцев вообще никого. Так что на нее рассчитывать я бы не советовала.

Оставить комментарий для Ксения

ВШХТ.ру рекомендует

Для подготовки к поступлению в ВШХТ мы рекомендуем курсы чешского в Марианских Лазнях.